Павел Руднев о театральной оттепели или умелое тасование карт

В минувшие выходные я решил заняться самообразованием. 27 марта традиционно отмечается Международный день театра, и калининградская драма в очередной раз будет чествовать номинантов премии “Свое лицо”. Эта премия существует уже 12 лет в своем формате, но с каждым годом становится все менее интересной, так как, к сожалению, не выходит за рамки раздачи наград худруком театра своим подчиненным. Но перед премией традиционно есть возможность послушать заезжих театральных критиков, которые являются членами жюри этой премии. Если на лекциях Оксаны Кушляевой я был в воскресенье уже не в первый раз и всегда черпаю для себя что-то новое, то в субботу “купился” на громкое имя. Сходил в Дом китобоя на лекцию известного театрального критика Павла Руднева о времени театральной оттепели, совпадающей по времени с временами “хрущевской оттепели” 50х-60х годов. И знаете, если сказать что данная лекция для меня была странной – это ничего нге сказать. Давайте по порядку.

Да, все верно, это время можно смело назвать “серебряным веком” нашего театра. Одни только фамилии – Юрий Любимов, Товстоногов, Ефремов… Они изменили очень многое. Все ок, я согласен. Но…

Меня всегда удивляют пассажи на тему “возник из ниоткуда”. Так и здесь. Пространно было рассказано о театральной оттепели. Но на какой почве она родилась? А оказывается, просто вот люди такие, из ниоткуда. И ситуация так сложилась. Потому что только в хрущевские времена все вздохнули. Раньше наши предки не могли говорить в искусстве о личном. При правлении Сталина в Питере было всего 8 драматических театров, а уже в 1953 году пошел бурный рост. И не было как такового кинематографа, литературы. Был соцреализм, главный герой пьес и книг должен был быть “при портфеле”, занимать какой-то пост и только потом говорить о личных переживаниях… Стоп!

Специально посмотрел в Сети, мы с Павлом одногодки. И поэтому у меня искреннее удивление. Лично я воспитывался на Льве Кассиле, Алексее Толстом, Катаеве и многих других. На чем воспитывался спикер? И главные герои у названных мною авторов далеко не начальники. Многие книги про сложный жизненный путь, они прошли свой путь с низов. Это писатели 30-40хх, сталинского времени. В 1931 году выходит “Золотой теленок” (так что с сатирой тоже было не все так плохо), примерно в это же время начинает публиковаться “Тихий Дон”. Кстати, про сатиру. Первый номер журнала “Крокодил” вышел в 1922 году. А еще 30-е подарили нам шикарную историческую литературу.

Сталинское кино невозможно смотреть. Да ну? “Волга-Волга”, “Веселые ребята”, “Девушка с характером”, фильме о войне… Первая сказка Александра Роу вышла в 1938 году. Это классика не только советского, но и мирового кино. У нас снималось 8 фильмов в год, а в Голливуде сотня? Ок. А Голливуд пережил революцию, гражданскую войну, полный развал всего и выгребания себя из руин? Нет? Тогда о чем мы говорим? (Кстати, только сейчас заметил – 8 фильмов, 8 театров…. Какая-то магическая цифра для лектора)

Не было авангарда и импрессионизма? А что там у нас с Казимиром Малевичем, напомните плиз.

Не было театров при Сталине, только в 1953 году пошел рост. Да, я не отрицаю репрессии, многих скосило, были политические, но… К примеру, посмотрите, за что на самом деле сидел Вадим Козин, которому в Магадане стоит памятник. И, простите, 1953. Но до этого, после войны, театры вообще были? Ну то есть физически сцена, сценическое оборудование? Или все это было в руинах и надо было сначала восстановить? Но сперва восстановить страну, дать людям кусок хлеба? Нет? МХАТом кто только не руководил. Ну да. Кто только… До 1943го сам Немирович-Данченко, потом один из режиссёров театра – Василий Сахновский, первый руководитель школы-студии МХАТ, а еще Владимир Богомолов. И Любимов учился в свое время у режиссёров сталинского времени.

Как же у нас любят переписывать и интерпретировать историю себе в угоду. И хорошо, если спикера слушают люди которые хоть немного в теме. А если кто-то начнет свое самообразование с вот таких спичев? Тем более в наше время, когда у большинства народа критическое мышление отключено напрочь? А зачем проверять и анализировать, ведь нам сказал такой человек, мы на лекции были!

Устал я что-то от вот этих хитрых трюков определённого слоя “деятелей культуры”, от внимательного слежения за руками при тусовании колоды… Скучно мне. Однако жалко тех, кто себя на всем этом формирует, кто только собирает свой базис.

А любая культурная институция, явление, никогда не возникает из ниоткуда, просто потому что обстоятельства и ситуация так сложились. Культура основывается на традиции, на корнях. Не вырывайте их, пожалуйста, в угоду “повесточки”, господа… Не надо.

Рейтинг
( 5 оценок, среднее 4 из 5 )
Интересный Калининград