Небанальный репортаж: моноспектакль “Штрихи к портрету”

Дней 10 назад в одном из телеграмм-чатиков, где собралась околотеатральная тусовка, зашел разговор о том, что у нас в городе практически перестали ставить моноспектакли. Если мы говорим о таком формате, то это или Гришковец, или Ковалев. На этом все. Есть, конечно, всевозможные гастроли, но речь именно про наши театры и театральные сообщества. И была высказана простая мысль. Такого формата сейчас нет, потому что а) нет под него крепких пьес и б) нет актера, который мог бы этот формат вытянуть. Поговорили – разошлись. Все.

Но на этой недели мне на глаза попалась афиша. Библиотека им. Чехова приглашает на моноспектакль театра “Синяя лисица” по рассказу Василия Шукшина “Штрихи к портрету” в исполнении Алексея Грызунова. Конечно же, меня это заинтересовало. К моему стыду, с первоисточником я был не знаком. Это произведение Шукшина не на широком слуху, оно очень сильно выбивается из привычной нам “народной прозы” автора и носит, скорее, философский характер. Перед самим спектаклем я все же прочитал и часть рассказа (каюсь, не полностью) и мнения о нем. Надо сказать, что мнения о личности главного героя этого произведения до сих пор расходятся. Кто-то его воспринимает как городского сумасшедшего, кто-кто как непризнанного мыслителя, а кто-то как несчастного человека с очень большими проблемами в коммуникации. В наше же время некоторые люди назвали бы его “душнилой”. Но все же, за всеми этими пространными речами главного героя кроется очень мощный смысл – каждый из нас не сам по себе, мы есть часть единого целого. Эту общность каждый из нас может именовать по-разному, для главного героя это – Государство. И пусть некоторые речи его звучат как бред, но давайте вдумаемся в их смысл…

Для меня было не очень понятно, как этот рассказ можно поставить в форме моноспектакля. Да, произведение уже имеет готовую театральную форму, оно уже разделено на смысловые и сюжетные части, сродни актам. Но рассказ построен не только на размышлениях героя и словах автора, в основе – диалоги, причем очень сильные, эмоциональные! Как?

Но все мои сомнения и вопросы тут же отпали, как только начался спектакль. Совершенно четкое попадание режиссера этого спектакля Сергея Пацаль. Алексей Грызунов, браво! Я не перестаю удивляться этому человеку, его многогранности и актерскому таланту. Я видел Алексей Павловича в серьезных ролях на сцене Калининградского драматического. Видел его в кукольном театре “Морошка” и как он общается с детьми, сколько от него идет тепла в эти моменты. Немного, но общался вне сцены. И все это совершенно разный Алексей Павлович. Вчера же это был человек-оркестр, шикарный “творческий Билли Миллиган”! Моментальное переключение не только по интонациям, но и полное преображение актера – мимика, эмоции, жестикуляция… Порой ловишь себя на мысли, что перед тобой ни один человек на сцене, а несколько. Может это он и есть, высший актерский пилотаж?

Надо отметить, что спектакль полностью создан силами участников театра “Синяя лисица”:

  • автор музыки – Алексей Грызунов
  • видеоряд – А.Захаров
  • режиссер спектакля – Сергей Пацаль
  • художник -К.Сергеенко
  • музыка – А.Халмурзаев

Театр “Синяя лисица” один из немногих в Калининграде, кто ставит спектакли довольно редко, но каждый из них великолепен. Возможно, следующий показ будет уже после новогодних праздников, но точную дату назвать довольно сложно. Работа над спектаклем еще до конца не завершена, хоть и был премьерный показ, но еще будут “дотачиваться” какие-то детали. Как на обсуждении сказали Алексей Грызунов и Сергей Пацаль, этот рассказ “буквально упал на нас и мы просто не могли его не поставить”. В следующим году будет праздноваться 95-летия Василия Шукшина и этот спектакль, в том числе, как дань уважения Мастеру.

Я же, в свою очередь, очень рекомендую вам, мои читатели, не пропустить очередной показ спектакля “Штрихи к портрету”. Ждем анонса в паблике театра “Синяя лисица“.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Интересный Калининград