“Чайка” Евгения Маленчева: ужас или шедевр?

Дело движется уже к полуночи, а в моей голове целый рой мыслей и эмоций. Ни один из спектаклей за последние лет 5 не вызывал во мне столько раздирающих меня противоречий. Сегодня в Калининградском драматическом прошел генеральный прогон, он же пресс-показ, спектакля по мотивам комедии Антона Павловича Чехова “Чайка”.

Да, конечно же, ни один уважающий себя театр не обходится в своем репертуаре без “Вишневого сада” или “Чайки”. Это,что называется, театральный must have. Но все же мы все привыкли видеть Чехова в более-менее классической подаче. Но сегодня…

“Чайку” в драмтеатре ставит режиссер Евгений Маленчев, знакомый калининградским театралам по постановке GroZa Островского и принятый с этого сезона в штат театра. И, хотя режиссер также отходил от классической интерпретации и адаптировал пьесу Островского, но она не имеет четкого временного характера, сделано это было очень деликатно. В отношении “Чайки” такой деликатности проявлено не было, что дало полностью раскрыться режиссеру. “Чайка” была перекроена кардинально. С самого начала спектакля нам дают понять что мы находимся именно в нашем времени. Сотовые телефоны, частое упоминание каких-то современных фильмов, известных медиаперсон, одежда, раскладные походные кресла, в которых сидят герои пьесы. А главное – манифест Кости Треплева и Якова, с одной стороны – театральный, с другой – манифест безграничной свободы. Именно с него начинается спектакль. Манифест, постулаты которого просто невозможны в чеховское время, но вполне адекватные сегодня. И сам спектакль, если рассматривать его целиком – как манифест… Любви? Свободе? Свету? Трудно ответить на этот вопрос.

Спектакль длится два часа и на протяжении первого акта меня эмоционально швыряло от “Бедный Антон Павлович, зачем????”, до “Как же это гениально”. Да, в спектакле сохранен чеховский смысл пьесы, который рассказывает нам об изнанке мира людей искусства, о жестокости человеческих судеб. Но сколько же в данном прочтении и осовременивании появляется новых смыслов! Поначалу ты не совсем понимаешь что происходит. Тут тебе и конфликт поколений,и несчастная любовь и самовлюбленность и… Но все ставит на свои места диалог Нины и Бориса Тригорина ближе к концу первого акта. С одной стороны “Мы все хотим чтобы нас любили”, а с другой – совершенно противоположные миры, в которых живут Нина и Борис. Для Нины Борис вызывает интерес и удивление “Вы такой великий писатель, а сидите и рыбачите…” Для Бориса же все что связано с Ниной – сродни походу в зоопарк с исследовательской целью. Недаром он холодно говорит Ирине Николаевне в ответ на ее мольбы остановиться и быть с ней “Дай мне всего 24 часа, дай мне закончить мой рассказ”. И он разрушает жизнь Нины.

Спектакль про несчастные судьбы и сломанные судьбы. Спектакль про неумение правильно и вовремя сказать так нужные слова. Спектакль про самовлюбленность и про недолюбленность. Обратите ваше внимание на диалог Кости с матерью во втором акте, на кадры видеоряда их взаимоотношений. Спектакль про… Очень трудно сказать про что этот спектакль. “Чайка” Маленчева – большой слоеный пирог, который ты вкушаешь не большим черпаком, а осторожно, медленно снимаешь слой за слоем. И когда ты только приступаешь к новому слою, ты можешь почувствовать отторжение. Но чем больше ты его снимаешь, тем больше ты понимаешь, что ты не можешь остановиться. И когда этот слой завершается, тебе хочется приступить к следующему. И все повторяется.

Это, пожалуй, самый необычный и самый сложный для восприятия спектакль, который я видел. Мне удалось после прогона немного пообщаться с Евгением Маленчевым и он сообщил очень любопытные пропорции. В спектакле используется всего лишь 30% нетронутого чеховского текста. 30% – переработка и адаптация. Остальное отдано на возможность чистой импровизации актерам. В этой части они могут менять текст, вставлять свои фразы, свои эмоции, главное при этом – не изменять общей канвы. Кроме того, в спектакле задействовано два состава актеров. Поэтому каждый спектакль будет не похож на предыдущий. Такого в калининградской драме еще не было.

Стоит ли это на этот спектакль – да, стоит. Но это спектакль не для массового зрителя,он не будет собирать полные залы. И в данном случае, это ему в плюс. Как и то, что этот спектакль не для праздного легкого времяпрепровождения. И чтобы понять все его смыслы,снять все слои этого пирога, вам придется его пересматривать. И не один раз. Вы придете на “Чайку” и в пятый, и в шестой раз, чтобы полностью его понять. Это очень сложный спектакль. И я очень рад, что он появился в репертуаре нашей драмы.

Рейтинг
( 15 оценок, среднее 4.13 из 5 )
Интересный Калининград