“Башня-2022”. Послесловие.

Вчера в Калининградском областном драматическом театре завершился III фестиваль театрального искусства “Башня”.

Еще в начале осени в театральном сообществе нашего города я слышал упаднические мнения “Фестиваль хороший. Но фестиваль умирает”. В принципе, если бы фестиваль не состоялся в этом году, мы бы это прекрасно поняли. На дворе 2022, специальная военная операция, анклавность нашего региона, слом всех логистических цепочек и связей. Все этот порождает множество вопросов, связанных с организацией мероприятий такого масштаба. Как доставить декорации? А не опасно ли театру вообще ехать в наш регион, учитывая его географию? К тому же организация театрального фестиваля вопрос очень затратный. Времена сейчас непростые…

И все же фестиваль состоялся. К сожалению, мне удалось посетить далеко не все спектакли. Но по тому, что я видел сам, слышал от зрителей, ни о какой смерти фестивалям “Башня” и речи быть не может.

Да, фестиваль в этом году не имеет статус международного. Да, к нам в регион не смогли приехать некоторые приглашенные театры, как российские, так и с сопредельных дружественных государств. Окончательно программа была сформирована буквально за неделю до начала фестиваля, что практически не оставило времени для его пиара, некоторые спектакли “отваливались” в последний момент. Была убрана конкурсная составляющая. Но, несмотря на это, фестиваль сделал колоссальный качественный скачок.

Фестиваль “Башня-2022” по-настоящему стал смотром театрального искусства. С одной стороны, все же на сцене “Башни” состоялись спектакли театров Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска. Это хоть немного восполнило тот культурный голод, который присутствует в нашем регионе в связи с его географическим положением и, подчас, с недоступностью многих культурных проектов, которые работают сейчас в “большой” России.

Но фестиваль “Башня” показал нам, калининградцам, и наши местные театральные проекты. О которых многие горожане даже, может быть, не знали. Так уж сложилось у нас в регионе, что наше театральное сообщество (и не только театральное, давайте уже говорить честно), довольно разобщено. У нас можно наблюдать, когда один и тот же актер существует в нескольких театральных проектах. Но у нас нет общих спектаклей, проектов, которые бы реализовывали вместе несколько коллективов. Иногда мы просто знаем о существовании кого-то. И фестиваль в этом году стал местом не просто знакомства друг с другом, но и дал возможность посмотреть друг на друга в работе, оценить друг друга, получить какую-то обратную связь от людей своего цеха, что очень важно.

Если говорить о цифрах, то они тоже есть. За неделю показы фестиваля посетило более 2000 зрителей. 17 спектаклей, половина из которых для молодой аудитории. После каждого спектакля специальной программы (их было 13) прошли обсуждения со зрителями. Комедийные, драматические спектакли, балет, аудиовизуальный перформанс, мелодраматические постановки, сказки… Настоящий театральный смотр.

Лично меня на этом фестивале зацепил еще один момент. Для меня фестиваль “Башня” в этом году стал не только праздником театра, но и местом разговора, размышлений на темы, которые не принято акцентировать в современном российском обществе. В первый же день фестиваля на основной сцене был представлен спектакль “Запретный плод”, который говорит со зрителем не только про взаимоотношение полов, отношений в семье, но и на болезненную тему нерожденных детей, тему абортов. Лаборатория современного искусства из Новосибирска в своей работе “Коромысли. Глава 2. [Сыра земля]” поднимает тему смерти. Однако преподносит ее так, что зритель не только видит перед собой перформанс, но и получает большой багаж знаний по русской традиции. Спектакль на малой сцене “Началось… В деревне утро” вместе со зрителем рассуждает над тем, может ли человек сам менять что-то в своей жизни, хозяин ли он своей судьбы или ему суждено просто плыть по течению. Детские мечты о будущем – это только мечты? А может мы можем сделать их реальностью? Фестиваль не только развлекал, но заставлял думать, затрагивал какие-то душевные струны. Разве это не есть настоящее предназначение театра?

Фестиваль взрослеет. Фестиваль меняется. Фестиваль находит свое лицо. И это не может не радовать. Как и надежда на то, что четвертому фестивалю “Башня” в следующем году быть!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Интересный Калининград